ПОЛОЖЕНИЕ о прохождении стажировки кандидатом в судьи

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить письмомОтправить письмомPDFPDF

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Указу Президента

Республики Казахстан

От 22 февраля 2016 года

№201

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента

Республики Казахстан

от 26 июня 2001 года № 643

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о прохождении стажировки кандидатом в судьи

 

1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии сКонституционным законом Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее – Конституционный закон) определяет условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи.

2. Основными задачами прохождения стажировки кандидатом в судьи (далее – стажер-кандидат) являются изучение специфики работы в местных судах, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.

Прохождение стажировки осуществляется в целях изучения деловых, профессиональных и моральных качеств стажера-кандидата и определения перспектив осуществления им судейских полномочий.

Прохождение стажировки стажером-кандидатом осуществляется на постоянной основе с отрывом от основного места работы.

В период прохождения стажировки стажеру-кандидату предоставляется отпуск без сохранения заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством.

В период прохождения стажировки стажеру-кандидату выплачивается фиксированная сумма заработной платы в размере 70% от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда со стажем работы до 1 года.

3. Лицам, ранее работавшим постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившим желание вновь занять должность судьи, прохождение стажировки не требуется, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом.

Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение четырех лет со дня окончания обучения.

4. Общий срок прохождения стажировки составляет один год, из них одиннадцать месяцев в районном и приравненном к нему суде (далее – районный суд), один месяц в областном и приравненном к нему суде (далее – областной суд).

В случае временной нетрудоспособности стажера-кандидата продолжительностью более двух месяцев стажировка прекращается председателем областного суда.

По заявлению стажера-кандидата председателем областного суда стажировка прекращается до истечения установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 5)пункта 26 настоящего Положения.

В последующем стажер-кандидат может быть допущен к прохождению стажировки на общих основаниях.

 

2. Требования, предъявляемые к стажеру-кандидату

 

5. К прохождению стажировки допускается гражданин Республики Казахстан:

1) достигший возраста двадцати пяти лет;

2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;

3) сдавший квалификационный экзамен, срок действия которого не истек (в том числе не истекает до окончания предполагаемого срока стажировки);

4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.

 

3. Условия и порядок прохождения стажировки

 

6. Председателем Верховного Суда Республики Казахстан ежегодно на основании предложений руководителя уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов (далее – уполномоченный орган) осуществляется распределение вакантных мест для прохождения стажировки в местных судах.

Места для прохождения стажировки распределяются исходя из количества прогнозируемых в области, городах Астане и Алматы вакансий судей, но не менее трех мест для каждой области, городов Астаны и Алматы.

Кандидаты на должность судьи принимаются на стажировку в соответствии с распределением вакантных мест.

Прохождение стажировки осуществляется в местных судах на территории области, городов Астаны и Алматы, где кандидат на должность судьи зарегистрирован по месту жительства. В случае отсутствия вакантных мест для прохождения стажировки по месту жительства, кандидат вправе обратиться с заявлением о допуске к прохождению стажировки в другой областной суд при условии наличия вакантных мест.

7. Объявление о вакантных местах для прохождения стажировки в местных судах публикуется уполномоченным органом в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, а также на интернет-ресурсе Верховного Суда, местных и других судов на казахском и русском языках не менее чем за один месяц до начала приема заявлений о допуске к прохождению стажировки.

8. Лицо, изъявившее желание пройти стажировку, в течение одного месяца со дня опубликования объявления обращается к председателю областного суда с заявлением о допуске к прохождению стажировки.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) личный листок по учету кадров;

2) автобиография;

3) копии диплома и приложения к диплому;

4) копия документа, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена;

5) служебная характеристика с последнего места работы;

6) документ о прохождении медицинского освидетельствования, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.

К заявлению могут быть приложены также документы, характеризующие уровень его профессиональных знаний (копии соответствующих документов о присвоении ученых степеней и званий, об окончании специальных курсов).

В случае неполного представления документов лицу, изъявившему желание пройти стажировку, предоставляется десятидневный срок для устранения недостатков.

9. Информация о лицах, подавших заявления о допуске к прохождению стажировки, в течение десяти рабочих дней со дня окончания приема заявлений публикуется территориальным подразделением уполномоченного органа (далее – территориальное подразделение) в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на интернет-ресурсе соответствующего областного суда.

При поступлении сведений, характеризующих деловые и моральные качества лиц, подавших заявление о допуске к прохождению стажировки, проводится их проверка, результаты которой учитываются при решении вопроса о допуске к прохождению стажировки и при рассмотрении итогов стажировки пленарным заседанием.

10. Отбор лиц на прохождение стажировки возлагается на Комиссию по отбору лиц на прохождение стажировки, образуемую председателем областного суда из числа судей областного суда (далее – комиссия). В состав комиссии могут быть включены судьи в отставке.

Порядок приема заявлений о допуске к прохождению стажировки, образования и работы комиссий утверждается Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

Заседания комиссии проводятся открыто и гласно. На заседании вправе присутствовать представители государственных органов, общественности и средств массовой информации.

Отбор лиц на прохождение стажировки осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие большего стажа работы по юридической специальности, непосредственно связанной с участием в судопроизводстве;

2) по результатам сдачи квалификационного экзамена;

3) наличие ученой степени или ученого звания;

4) участие в отборе на прохождение стажировки два и более раз;

5) с учетом результатов средней оценки диплома о высшем образовании.

11. По результатам рассмотрения заявления лица о допуске к прохождению стажировки комиссия принимает одно из следующих решений:

1) о допуске лица к прохождению стажировки;

2) об отказе в допуске к прохождению стажировки.

Информация о лицах, получивших положительное решение комиссии о допуске к прохождению стажировки, публикуется территориальным подразделением в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на интернет-ресурсе соответствующего областного суда.

12. Председатель областного суда на основании подпункта 1) пункта 11 настоящего Положения для обеспечения обязательного прохождения стажировки по уголовной, гражданской и административной специализации распоряжением определяет районный суд либо при наличии специализации – районные суды.

Распоряжением председателя областного суда назначается координатор стажировки – судья областного суда (далее – координатор стажировки), на которого возлагаются общая координация и контроль за прохождением стажерами-кандидатами всех этапов стажировки.

13. Между руководителем территориального подразделения, стажером-кандидатом и его работодателем заключается соглашение о прохождении стажировки.

В случае, если стажер-кандидат не состоит в трудовых отношениях, соглашение о прохождении стажировки заключается между руководителем территориального подразделения и стажером-кандидатом.

Соглашение о прохождении стажировки должно содержать:

1) наименование сторон;

2) права и обязанности сторон;

3) место прохождения стажировки;

4) условия и порядок прохождения стажировки.

Типовое соглашение о прохождении стажировки утверждается уполномоченным органом.

14. Отказ лицу в допуске к прохождению стажировки должен быть мотивирован.

В допуске к прохождению стажировки отказывается в случаях:

1) наличия достоверных сведений, характеризующих морально-этический облик лица с отрицательной стороны;

2) освобождения от должности судьи, увольнения из правоохранительных органов, специальных государственных органов или с иной государственной службы по отрицательным мотивам, предусмотреннымКонституционным законом,Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»,Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан» иЗаконом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе», а также увольнения иных лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами 9), 10), 12), 13), 14), 15), 17), 21)пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года;

3) наличия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, по результатам медицинского освидетельствования;

4) несоответствия иным требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи в соответствии сКонституцией и Конституционным законом;

5) непредставления (неполного представления) документов, предусмотренныхпунктом 8 настоящего Положения, либо предоставления недостоверных данных.

15. Прохождение стажировки включает в себя выполнение стажером-кандидатом мероприятий, включенных в индивидуальный план прохождения стажировки, составленный в соответствии сТиповой программой прохождения стажировки кандидатов в судьи, утвержденной Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

16. Индивидуальный план утверждается председателем областного суда по согласованию с председателем соответствующего районного суда и координатором стажировки.

В индивидуальный план могут быть внесены в последующем изменения и дополнения, о чем стажер-кандидат должен быть уведомлен в течение трех рабочих дней.

17. По прибытии стажера-кандидата в районный суд председатель суда назначает из числа судей руководителя стажировки – судью районного суда (далее – руководитель стажировки) либо при наличии специализации внутри данного суда – руководителей стажировки. Руководителем стажировки назначается судья, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 5 лет. В случае отсутствия в данном суде судьи, соответствующего указанному требованию, руководителем стажировки может быть назначен судья с меньшим стажем судейской работы.

При прохождении стажировки в областном суде председателем областного суда назначается руководитель стажировки из числа судей областного суда.

Руководитель стажировки:

1) определяет необходимый объем работы;

2) оказывает стажеру-кандидату помощь в повышении уровня профессиональных знаний и приобретении практических навыков;

3) обеспечивает выполнение индивидуального плана прохождения стажировки.

18. Стажер-кандидат при прохождении стажировки в суде выполняет функции консультанта – помощника судьи, направленные на обеспечение деятельности руководителя стажировки, в том числе:

1) осуществляет поиск правовой информации, подборку нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых судье для осуществления его полномочий;

2) готовит информацию о делах, находящихся в производстве судьи;

3) осуществляет действия по подготовке дел к судебному разбирательству;

4) изготавливает проекты процессуальных документов;

5) участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

6) вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Казахстан;

7) осуществляет мониторинг соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел;

8) готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;

9) иные функции, вытекающие из задач прохождения стажировки.

19. В случае несоблюдения соглашения о прохождении стажировки, а также в случаях, предусмотренныхпунктом 26 настоящего Положения, координатор стажировки самостоятельно либо на основании представления руководителя стажировки досрочно вносит на рассмотрение пленарного заседания представление о даче отрицательного заключения об итогах стажировки.

20. Ежеквартально и по итогам прохождения стажировки стажер-кандидат составляет письменный отчет о прохождении стажировки, в котором должны быть отражены сведения о выполнении им индивидуального плана и заданий руководителя стажировки. К письменному отчету должны быть приложены проекты процессуальных документов, составленных стажером-кандидатом в период прохождения стажировки.

Ежеквартальный письменный отчет стажера-кандидата рассматривается координатором стажировки.

По итогам прохождения стажировки руководители стажировки составляют отзывы на стажера-кандидата. Отзывы утверждаются председателями судов, в которых осуществлено прохождение стажировки. Отзыв должен содержать сведения о полученных стажером-кандидатом практических навыках и знаниях, качестве составления проектов процессуальных документов, степени подготовки к осуществлению обязанностей судьи, соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины, деловых и моральных качествах стажера-кандидата.

Отзывы на стажера-кандидата, индивидуальный план стажировки с результатами о его выполнении и письменный отчет стажера об итогах прохождения стажировки представляются руководителями стажировки на рассмотрение координатора стажировки.

По итогам стажировки и результатам их рассмотрения координатор стажировки в пятнадцатидневный срок вносит представление, основанное на результатах прохождения всех этапов стажировки, которое вместе с другими материалами стажировки выносится на рассмотрение пленарного заседания областного суда.

 

4. Рассмотрение итогов стажировки

 

21. Пленарное заседание рассматривает итоги стажировки стажера-кандидата не позднее одного месяца после внесения представления координатором стажировки с заслушиванием отчета стажера-кандидата.

22. По результатам рассмотрения итогов стажировки стажера-кандидата пленарное заседание дает положительное либо отрицательное заключение об итогах стажировки, которое принимается большинством голосов и подписывается председательствующим.

23. В заключении пленарного заседания об итогах стажировки указываются следующие сведения:

1) дата и место вынесения заключения;

2) фамилия, имя и отчество координатора стажировки, которым внесено представление в отношении стажера-кандидата;

3) фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, место работы на период прохождения стажировки стажера-кандидата;

4) наименования судов и период прохождения стажировки;

5) фамилия, имя и отчество руководителей стажировки;

6) краткое описание объема выполненной работы в период прохождения стажировки;

7) характеристика уровня подготовки, проявленных качеств и других характеризующих данных стажера-кандидата;

8) вывод о пригодности к работе в должности судьи по профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам;

9) итоги голосования пленарного заседания;

10) подпись председателя областного суда.

24. Заключение пленарного заседания об итогах стажировки кандидата на должность судьи направляется областным судом в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

25. Положительное заключение пленарного заседания об итогах стажировки действительно в течение четырех лет.

26. Отрицательное заключение об итогах стажировки дается пленарным заседанием в следующих случаях:

1) несоответствия стажера-кандидата по деловым и профессиональным качествам требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи;

2) совершения стажером-кандидатом порочащего проступка;

3) наличия сведений, отрицательно характеризующих морально-этический облик стажера-кандидата;

4) невыполнения обязанностей по соблюдению требований соглашения о прохождении стажировки;

5) наличия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи по результатам медицинского освидетельствования;

6) освобождения от должности судьи, увольнения из правоохранительных органов, специальных государственных органов или с иной государственной службы по отрицательным мотивам, предусмотреннымКонституционным законом,Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»,Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан» иЗаконом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе», а также увольнения иных лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами 9), 10), 12), 13), 14), 15), 17), 21) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

27. В случае получения отрицательного заключения об итогах стажировки стажер-кандидат допускается к прохождению повторной стажировки на общих основаниях не ранее чем через два года со дня его получения.

В случае получения отрицательного заключения об итогах стажировки по основаниям, предусмотренным подпунктом 5) пункта 26 настоящего Положения, стажер-кандидат к прохождению повторной стажировки не допускается, за исключением случаев последующего подтверждения по результатам медицинского освидетельствования отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи.

 

Отзывы и предложения